Узбекистан, как он есть: Багдад

Файзулло Султонов, Шохуёр Каюмов: Қишлоқда бир кун: Фарғонанинг Тувадоқ қишлоғига сафар, Kun.uz

Зима нравится не всем, особенно в сельской местности она приносит множество трудностей для людей. В рамках специального редакционного проекта журналист Kun.uz Файзулло Султонов и оператор Шохуёр Каюмов отправились в Багдадский район Ферганской области.

Первой точкой творческой группы стала автостанция, расположенная в районном центре. Пассажирские перевозки отсюда выполняются, в основном, на автомашинах марки «Damas». В числе основных проблем водители маршруток называют огромные очереди на газо-заправках.

«Проблемы? Вы увидите их, если посетите метановую автозаправочную станцию. Это сложно описать словами. Я теряю там от 3-х до 5-ти часов ежедневно. Стоимость проезда на моём маршруте 2 тысячи сумов. За лицензию маршрутного такси я плачу 350 тысяч сумов в месяц. Кроме того, нужно зарабатывать на жизнь, кормить семью. А теперь представьте — вместо работы я теряю полдня просто для того, чтобы заправить машину.

После заправки я едва успеваю сделать два рейса до темна. Вот эта потеря рабочего времени — главная трудность. Если бы не было трудностей с топливом, то и проблем бы не знал. Летом всё хорошо, но зимой очень сложно»,

– жалуется один из водителей.

Куда бы человек не приехал, своё знакомство с новой местностью начинает с базара и мазара. В Багдаде большой базар собирается только два раза в неделю: по четвергам и в воскресенье. В остальные дни население делает текущие покупки на небольшом рынке в райцентре.

Обеспечение стабильности потребительских цен сейчас одна из главных задач местных властей. Особенно чувствительной для Узбекистана стала стоимость мяса.

«Мы собираемся приобрести баранину. 68 тысяч сумов за килограмм. Ценами на говядину пока не интересовались»,

– говорят женщины у мясной лавки.

Мы завязали беседу с продавцом:

«Говядина 60 тысяч сумов, баранина — 70 тысяч. Я — мясник, сам режу, сам продаю»,

– ответил он.

Мы спросили у него о выездных ярмарках, которые реализуют продукты питания, в том числе мясо по социальным (сниженным) ценам:

«Мясо разное по сорту. Коровье — 50 тысяч, тёлка — 55 тысяч, бычок — 60 тысяч. Даже по вкусу есть разница».

Закончив разговор с мясником-предпринимателем, переходим ко фруктам. Поинтересовались ценами на мандарины — эта тема сейчас живо обсуждается в социальных сетях.

«Мандарины продаем по 50 тысяч сумов. Нам обходятся за 48 тысяч. В качестве прибыли остаётся максимум по 2 тысячи с килограмма»,

– утверждает продавщица.

Для обогрева жилищ местное население пользуется дровами и углем. Для обеспечения высокого спроса на уголь торговые точки организованы с двух сторон автотрассы, ведущей в Фергану.

Мы поинтересовались ценами у продавца, который для удобства транспортировки упаковывал уголь в мешки по 50 килограммов:

«Цена на уголь начинается от 700 сумов. В зависимости от сорта и состояния, есть уголь и по 900, 1000, 1200 сумов. Одной семье такой мешок хватает в среднем на 5-6 дней».

Большинство жалоб, поступающих в отдел обращений Kun.uz от населения Багдадского района Ферганской области, касаются проблем с природным газом, электричеством, водой и дорогами. Для того, чтобы изучить ситуацию на месте, мы отправились в кишлак Тувадок, от имени жителей которого в редакцию обратился Алижон Эркабоев.

По словам заявителя, они никак не могут добиться устранения хронических перебоев электроснабжения.

«Отключение «света» без предупреждения и какого-то графика действует на нервы. Разве это не откровенное издевательство над людьми?! Причины перебоев неизвестны. Звоним в райэлектросеть — постоянно занято. Если вдруг попадём на линию, то либо не поднимают трубку, либо сбрасывают»,

– злится Алижон ака, показывая историю звонков на своём мобильнике.

Только за сегодня мы насчитали более ста пятидесяти попыток соединения с диспетчерской службой районного предприятия электросети. Все они остались без ответа.

«Мы-то ладно, в основном страдают пожилые люди и те, у кого есть грудные дети. Почти всегда «свет» отключается во время завтрака и ужина».

За сутки электричество в махаллю подается в среднем на 1-2 часа. Всё остальное время жители вынуждены обходиться без него. Мы спросили о том, как школьники выполняют домашние задания.

«Кто-то устанавливает аккумулятор, кто-то подключает «движок». У меня нет ни того, ни другого. Мои дети делают уроки при свете телефона»,

– вздыхает Алижон Эркабоев.

Еще одна проблема, которая мучает жителей Тувадока – дороги. По словам нашего собеседника, из-за этого в дождливое время большинство детей не могут добраться до школы.

«Мы боимся отправлять детей в школу по таким дорогам. Силами жителей махалли два раза собирали деньги и засыпали улицы гравием. Осенью председатель махалли обещал найти транспорт и снова засыпать дороги гравием, если мы оплатим расходы на топливо для грузовиков. Но всё осталось на словах. Потом зима и всем стало не до этого».

Алижон ака говорит, что обращался по этому поводу в хокимият, но многолетняя проблема так и не решается.

«Руководителя сектора — кто он и чем занимается — мы не знаем. С жителями никто из ответственных чиновников не встречался».

В заключении материала хотим поделиться двумя наблюдениями, которые мы сделали во время поездки по району. Во-первых, это отсутствие элементарных условий, что даже не нуждается в пояснении. Во-вторых, несмотря на трудности и проблемы, жизнь здесь бьёт ключом. Люди, озабоченные выживанием, смотрят в завтрашний день с большой надеждой. Достаточно создать лишь небольшие условия…

Подробнее об однодневной командировке в Багдадский район Ферганской области можно узнать из специального видеорепортажа.

Добавить комментарий