«Загляни в паспорт ближнего». Этюд в прозе жизни

В граните глоссария uzbloknot.com отлиты наблюдения Ильи Буяновского о том, что безопасность в Узбекистане — это не просто одна из функций государства, а самоподдерживающаяся система и такой же образ жизни, как базар или махалля.

С октября 2015 года, то есть со времени написания этой заметки, изменилось очень многое — между областями внутри страны и даже районами одной области исчезли таможенные и пограничные посты; фотографировать можно практически везде, даже в метро; заборы не исчезли совсем, но новых уже не так много, как раньше.

Но тем нагляднее бросаются в глаза «острова огохлика», над которыми не властны время и реформы. Об этом в своём традиционном утреннем фейсбук-приветствии пишет ироничный Анзор Бухарский. Помимо строгого режима на объектах транспорта, от внимания документалиста не ускользают и новые тренды — внутренний контроль переместился с улиц и площадей в дома и квартиры граждан.

Анзор Бухарский на фотоохоте. Фото: Умид Заитов

«На ж/д вокзале в Бухаре постоянно дежурит один и тот же полицейский — сильно средних лет, с обвисшим животом и сытым лицом.

Я его помню почти с советских времён, лицо у него всегда было таким же сытым и недоверчивым одновременно.

К отъезжающим у него заведомо настороженное отношение, в каждом из них он пытается разглядеть преступника. И вот он выбирает из толпы почему-то самого прилично одетого юношу 32-35 лет в твидовом костюме и безупречно начищенных туфлях и устраивает ему настоящий шмон с выворачивание карманов и тщательным ощупыванием паховой области. Не найдя ничего криминальнее зажигалки Zippo, долго вглядывается в его паспорт, билет, и нехотя отпускает.

На его месте я бы шмонал не парня с барсеткой, а женщину с ребёнком. Во-первых, рядом с ребёнком в одеяло при желании можно запеленать разобранный гранатомёт. А в бесчисленных сумочках и рюкзаках мадам теоретически могла пронести боеприпасы к нему и килограммов сорок тротила.

Ещё неприятное новшество: при посадке в вагон проводники теперь требуют и паспорт. Это уже четвёртый по счёту паспортный контроль за одну поездку. Сначала паспорт вместе с билетами смотрят на КПП вокзала, потом лента/рамка, потом стол с печатью, и вот теперь ещё и проводники состава.

Это ещё, если вы не заинтересуете того самого полицейского с животом. 

Трудно сказать, зачем понадобился паспорт и проводнику, ведь на территорию вокзала без паспорта и билета все равно не попадёшь.

Кстати у нас единственная страна в мире, где на вокзалах и в аэропортах нет провожающих и встречающих, все по той же причине.

Может этот проводник боится, чтобы в вагон не проникли лазутчики, спустившиеся на перрон парашютами, или прорывшие подземный ход.

Я не знаю, откуда в Узбекистане такой пристальный интерес к персональной информации своих сограждан. Любой человек в форме считает нужным подержать в руках документы незнакомых людей. За свою жизнь я ни разу не видел, чтобы заглянув в паспорт, тот же железнодорожник или полицейский закричал:

— Сюда! Сюда, срочно! Держите его, вот он!

Но вот уже тридцать лет я вижу такой кошмаринг и нездоровое желание заглянуть в паспорт своего ближнего. Происходит это буквально через день, и для этого совсем не обязательно отправляться на вокзал или в аэропорт. В квартиры жителей Узбекистана регулярно стучатся:

  • Активисты махалли и домкомы
  • Учителя школ и колледжей
  • Медсестры поликлиник
  • Работники различных коммунальных служб
  • Просто люди в штатском
  • Пожарные
  • Полицейские и национальная гвардия.

Все они первым долгом считают посмотреть паспорт.

Служивые делают это медленно, со знанием дела, обязательно изучая страницы с визами и прописной; гражданские только главную.

Но все без исключения делают пометки в каких-то тетрадях, переписывая личные данные.

Узбекистан, что происходит, у нас все ок?

Не понадобится ли скоро паспорт для поездок в метро и такси?».

Добавить комментарий