«Кажется, что должно быть лучше»

В этом году исполняется 30 лет с момента распада СССР и появления пятнадцати новых независимых государств. Тридцать лет — лишь мгновение в масштабах истории, но по меркам человеческой жизни это большой срок и поэтому интересно узнать, как люди разных поколений и судеб с высоты настоящего момента и пережитого опыта оценивают те события. Что для них государственный суверенитет и современный Узбекистан?
В проекте «Инсайдерский взгляд со стороны» публикуются истории и оценки тех, кто в разное время и по различным причинам уехал из республики. Эти люди в той или иной степени по-прежнему ментально и психологически связаны с Родиной, но физически проживают в других странах и имеют возможность сравнивать. Узнаем, что им видится на расстоянии.

Союз

Наши герои — семейная пара Руслана и Азизы. Они родились и выросли в Андижане. Познакомившись в конце 80-х, в ноябре 1989 года сыграли свадьбу, а в 1991 году у них появился первый сын, который по документам еще застал Советский Союз, но фактически является ровесником независимости Узбекистана.

Руслан — человек основательный и хозяйственный. У него большое сердце, золотые руки, добрый и жизнерадостный характер. Для жизненного опыта и мировоззрения многое дала служба в армии в составе ГСВГ (Группа советских войск в Германии). По возвращении домой устроился на хорошо оплачиваемую работу. Женитьба, рождение детей — большие планы. Но после развала Союза на государственном предприятии, где он работал, стали возникать многомесячные задержки по зарплате. Фактически все работали бесплатно. В материальном плане жизнь становилась всё сложнее и сложнее. От безденежья приходилось, как и большинству, выносить на барахолки старые вещи на продажу, чтобы хоть как-то сводить концы с концами.

Азиза — творческая и креативная личность. Она окончила музыкальную школу по классам скрипки и фортепиано, пишет стихи и картины, занималась фотографией, зарабатывала дизайном и пошивом модной одежды. Социальный разлом начала 90-х застала, работая в закрытой лаборатории ядерной физики с прямым подчинением министерству обороны СССР. Руководитель их Конструкторского бюро ежемесячно лично отвозил отчёты в Москву, но с распадом Союза все программы свернулись, научно-производственные связи нарушились. Лаборатория пыталась приспособится к новым реалиям рыночной экономики, реализовать программу конверсии для производства товаров гражданского назначения. Вряд ли советским инженерам не хватило знаний маркетинга и коммерческого опыта, скорее всего ожидать спрос на технологическое оборудование в момент дефицита хлеба и другого продовольствия не приходилось. Потом Азизе стало не до работы: семья, детки и бытовые хлопоты.

«По ощущениям, как тогда в далёком 91-ом, так и сейчас мир катится к какой-то не очень приятной логической развязке, которую нельзя предотвратить».

В момент распада одного государства и возникновения нового Руслану было 25 лет, Азизе — 22 года, это были рано повзрослевшие семейные люди с ответственностью за сына.

  • Почему развалился Союз? Можно ли было этого избежать и нужно ли?

Руслан: Надули народ… СССР развалился, потому что богатеи не поделили власть. Сохранить Союз в тех условиях было невозможно, да и не нужно.

Азиза: А мне до сих пор очень горестно, что такая СТРАНА была развалена стараниями многих. Можно ли было этого избежать? У жизни, как известно, нет сослагательного наклонения, а потому любые ЕСЛИ БЫ несостоятельны. Думаю, что, как сейчас, мир катится к какой-то не очень приятной логической развязке, которую нельзя предотвратить, так и тогда, в далёком 91-ом, было не избежать развала СССР. Но я бы с удовольствием вернулась в ТЕ годы, в ТО государство, к ТЕМ людям!

  • Что вам дала независимость Узбекистана? Какие вы видите три основных плюса и три главных минуса?

Азиза: Я до сих пор не понимаю, зачем этот, весьма условный, на мой взгляд, суверенитет… Не могу сформулировать плюсы, а минусов больше, чем три. Ну, не отступая от регламента: граница и все связанные с ней нюансы, в том числе и разная валюта; большой отток населения (миграция, в том числе трудовая), низкий уровень дохода населения при довольно высоких затратах на жизнь (имею ввиду подавляющее большинство, речь об олигархах не идёт).

Руслан: Ничего не дала. Плюсов нет: нищета, огромная пропасть между богатыми и бедными, сплошная миграция из-за финансовых проблем и гастарбайтерство.

Узбекистан

Начало 90-х запомнилось хроническими перебоями в электричестве, зимой газ пропадал вовсе. Вместо игр на детской площадке малыши весь день собирали хворост, чтобы топить буржуйку в квартире.

Однажды старший сын упал в обморок, — вспоминает Азиза. Сдали анализы и пришли на прием к педиатру. Врач, осматривая ребёнка, уточнила, чем я его кормлю и как часто он ест мясо, когда в последний раз ел мясное блюдо… Я долго вспоминала… короче, по анализам она сказала, что видит, что малыш не ест белок, отсюда обморок и могут быть серьезные проблемы.

Нельзя сказать, что в Андижане не было работы, наоборот, вкалывали больше прежнего, но деньги платили маленькими частями и с ужасными задержками.

В конце 90-х молодые люди переехали в Ташкент, где тогда еще не действовали ограничения по прописке. Покорение столицы шло с переменным успехом, но найти работу и по душе, и для кармана так и не удавалось.

В 2010 году, когда супругам было уже за сорок, они неожиданно для друзей и родственников уехали в Россию.

  • Почему?

Руслан: Из-за нестабильной работы, маленькой зарплаты, бытовой неустроенности.

Азиза: Отсутствие работы, жилищные проблемы, возможно, кризис возраста.

  • Получается, что 11 лет вы уже не в Узбекистане. Следите ли специально за тем, что происходит на Родине? Если да, то откуда, в основном, черпаете информацию?

Азиза: Не слежу, но в курсе, так как мои родные в Узбекистане, и, если в интернете «пробегает» информация из «родных краев», то не пропускаю ее. Кроме того в Telegram подписана на каналы «Узбекистан: блокнот исследователя» и Газета.уз, читаю группу «Защитим наш парк Космонавтов».

Руслан: Я тоже специально не слежу. Узнаю, в основном, от жены и родных.

  • Допускаете вообще хоть как-то гипотетически возможность возврата в Узбекистан? Зависит ли эта вероятность от ситуации в стране? Если да, то, что должно произойти, измениться?

Руслан: Нет. Вообще НЕТ.

Азиза: Сложно ответить… Снова это сослагательное наклонение. Моментами думаю, что могла бы вернуться, чтобы быть с родными, иногда скучаю по теплу, по местным вкусняшкам и бесподобным фруктам. Но, реальность бытия диктует свои условия. И пока я там, где я есть.

Ассоциации

После годичного периода жизни в Челябинске наши герои осели в красивейшем городе мира — Санкт-Петербурге.

Руслан работает в гостинице, Азиза занимается дизайном мебели. За эти несколько лет им удалось то, что не получилось за долгие годы на Родине: стабильная работа, квартира и возможность заниматься творчеством. В свободное время наши герои путешествуют, предпочитая живописные места с почти нетронутой природой, устраивают культурную программу в городе.

  • В мире больше двух сотен государств. Тридцать лет назад в их числе появился Узбекистан. Каким он стал за это время? Есть ли что то уникальное, особенное, что отличает его от других республик бывшего Союза и вообще какая то узнаваемая в мире визитная карточка?

Азиза: На ум пришло узбекское метро и то, как круто в свое время были погашены волнения/провокации в стране, «закрытость» государства (до недавнего времени, «закрытее» только Туркменистан, в моем понимании). Моя Родина всегда была очень зелёная и солнечная, тем острее звучит вопрос вырубки исторических зелёных зон, ради новостроек и нью-памятников!

  • В чём существенная разница между Узбекистаном и Россией?

Азиза: Для меня это возможности: иметь достойную работу, обрести простые человеческие блага (жилье, удобства). А глобально, думаю, существенная разница в менталитете людей. Ну, климат, размеры страны, флора и фауна — само собой. А ещё, вкус узбекских фруктов!!!

  • Давайте сыграем в ассоциации — ответьте одним-двумя словами, что для вас сейчас: Узбекистан

Руслан: История: детство, юность.

Азиза: Мама, сын, внук, родные, молодость, и просто вкусно.

  • климат Узбекистана

Азиза: Жарко.

Руслан: Душно.

  • люди Узбекистана

Руслан: Прекрасные.

Азиза: Приветливые, но попадаются и дикари (сорри).

  • традиции Узбекистана

Азиза: На память приходят свадебные и поминальные обычаи… Сто двадцать перемен блюд.. женщины отдельно.. невеста смотрит в пятки жениха… мрак.

  • будущее Узбекистана

Руслан: Бай и батрак.

Азиза: Кажется, что должно быть лучше. Нравится, что убрали заборы, упростили процедуры в аэропорту, проще получать пенсии, вернули людям Новый год… Но! в областях как не было, так и нет элементарных условий быта, зато обдирают народ по полной. Но этим грешит не только Узбекистан.


«Кажется, что должно быть лучше».


Вместо заключения

Хотя темами интервью задумывались воспоминания о конце СССР и начале независимости, оценка пути, который прошел Узбекистан за эти тридцать лет, прогноз будущего, беседа получилась еще и о том, как важно создать людям условия для обеспечения базовых потребностей. Прежде всего, чтобы была достойная работа и элементарные бытовые удобства: электричество, газ, питьевая вода, чистый воздух. Без всего этого не приходится говорить даже о сокращении бедности, а не то, что о ренессансе и общественном прогрессе, духовности и просвещении, творчестве и саморазвитии, путешествиях и благожелательном отношении в обществе.

Желающие принять участие в проекте могут связаться в любой удобной форме, указанной по ссылке.


Добавить комментарий