Узбекистан, как он есть: Башир (Иштыхан)

«Жуда кўп ота-оналар фақат бугунини ўйлаб яшаяпти» — чекка қишлоқ ўқитувчиси билан суҳбат, Мухаббат Маъмирова и Жахонгир Алибоев, Kun.uz

Профессия учителя сама по себе ответственная и непростая, а быть женщиной, преподающей в школе в отдаленном кишлаке Узбекистана — значит каждый день совершать подвиг. Kun.uz рассказывает о самоотверженной учительнице в селе Башир Иштыханского района Самаркандской области.

Наша героиня Эътибор Кувондикова вот уже пятнадцать лет работает учительницей начальных классов в сельском филиале средней школы №73.

Учительница филиала школы №73 Эътибор Кувондикова

Мы встретились с ней ранним утром у дома, чтобы вместе дойти до школы.

Помимо того, что я учительница, я жена и мать. Каждое мое утро начинается с приготовления завтрака и хлопот по хозяйству. До 14:00-15:00 часов я бываю в школе, поэтому стараюсь с утра сделать как можно больше домашних дел, включая уход за домашней скотиной и птицей. Так или иначе я должна успеть всё закончить до 8:00, когда отправляюсь в школу и «забываю» о доме,

— говорит Эътибор.

Зимой уроки начинаются в 8:30, в другое время на пятнадцать минут раньше. Дорога от дома до школы занимает 15-20 минут, если пешком.

В непогоду, когда сильный дождь или снег, меня подвозит муж на автомобиле. Но обычно я хожу пешком в сопровождении учеников, которые живут рядом. Чтобы не терять время, в дороге мы повторяем пройденный материал, обмениваемся вопросами и ответами.

Знаете, сельским детям сложно найти время для выполнения домашних заданий: дома много дел, которые надо успеть сделать засветло. А вечерами обычно не бывает электричества. Исходя из этого, я всегда советую ученикам не терять время даром и по пути в школу или на обратной дороге домой повторять друг с другом таблицу умножения, новые русские или английские слова.

Эътибор родом из «педагогической» семьи — её родители и сёстры — все учителя. Родительский дом находится в районном центре. Сюда в кишлак она приехала в 2003 году, когда вышла замуж почти сразу после окончания окончания техникума. Здесь она попала в совершенно другие условия жизни и среду. Местные жители сильно отличались от соседей и друзей в городе: они простые, душевные и непосредственные. Поначалу ей было непривычно наблюдать за тем, как они общаются между собой, как относятся друг к другу.

В начале трудовой деятельности у Эътибор было только среднее специальное образование. С 2006 по 2009 годы она обучалась на заочном отделении Самаркандского государственного университета, а по завершении стала учительницей начальных классов.

Эътибор не считает, что быть учителем в кишлаке сложнее, чем в городе. Она убеждена, что, если любить свою профессию, то она будет приносить радость вне зависимости от других обстоятельств:

Во всяком случае сама я не думаю о переезде — в городе и без меня много опытных учителей, которые работают над собой и повышают профессиональный уровень, а здесь существует острая потребность вообще в любых учителях. Здесь я ощущаю свой труд значимей и нужнее,

— признается она.

Когда я только начинала работать, мои ученики не проявляли особенного интереса к знаниям, не стремились продолжать учебу в вузе. После окончания школы они, как и все здесь, работали садовниками или занимались животноводством. Сейчас молодежь постепенно начинает присматриваться к другим профессиям. Многие наши выпускники трудоустраиваются в разных сферах. Раньше никто из родителей не нанимал своим детям репетиторов, теперь есть ученики, которые 4-5 лет готовятся к поступлению в институт.

Но эти сдвиги скорее исключения из общего правила. По признанию Эътибор, равнодушие родителей к будущему своих детей — то, что больше всего беспокоит её и волнует.

В моем классе 21 ученик из двадцать одной семьи. Только в пяти-шести из них интересуются успеваемостью и регулярно общаются со мной по этому поводу. Если бы все родители так переживали за судьбу своих детей,

— вздыхает она.

Поэтому одновременно с обучением школьников Эътибор много внимания и усилий направляет на работу с родителями, пытаясь побудить их к участию в жизни своих детей.

Взрослые, в основном, пассивны по жизни. Они не видят перспективы и не верят в какие-то изменения. Плывут по накатанной колее: есть земля, есть скотина. Раз в неделю выходят на большой базар — этим и существуют. Так жили их родители, такое же будущее они представляют и для своих детей. Родителей, понимающих, что мир и время меняются, очень мало. Большинство из них живут текущими проблемами и сегодняшними заботами, думая, скорее бы дети выросли и заменили их в хозяйстве. Материальное положение почти всех сельских семей не выходит за рамки прожиточного минимума. В одной семье по меньшей мере четверо детей и родители озабочены лишь тем, чтобы их накормить и одеть. У них нет времени и возможности думать об их интеллектуальном развитии и воспитании.

По мнению Кувондиковой, государство могло бы помочь переломить эту тенденцию, если бы вместо «мыльных опер» и сериалов по телевидению показывали мотивирующие и полезные передачи.

Нужно больше таких мероприятий, как прошедший недавно в Ташкенте Молодёжный форум, в том числе на местах. Привлечь к этому делу квалифицированных и образованных людей, которые учились в нашей школе, но потом остались в городе и хорошо устроились. Хорошо бы пересмотреть систему махаллинского управления.

Говоря об учениках, Эътибор отмечает большую разницу между городскими и сельскими школьниками.

Один из плюсов работы в сельской школе — это некоторая наивность и добродушие детворы. Они больше уважают учителей и доверяют им. У городских детей больше развито критическое мышление, они имеют и позитивные, и негативные суждения об окружающем мире. Вокруг них разные люди — и плохие, и хорошие. Сельские же — довольствуются малым, замечают только хорошее, не сомневаются в своих силах и мечтах, имеют больше мотивации. Их пример — это родители и соседи, которые постоянно в движении и в работе.

Мои ученики, в основном, сетуют на большую загруженность по дому. Это можно понять — в сельском быту все руки на счету. Помимо дома и огорода, во всех семьях есть сад и скотина, требующие ухода. Еще они с восхищением смотрят на красивые городские картинки, которые показывают по ТВ. Мечтают об учебе в таких современных и оснащенных школах, о тепле в домах, чтобы можно было ходить в комнатах без верхней одежды, просто в платьицах… Не любят грязь, хотят, чтобы и сельские дороги были ровными и чистыми.

Конечно у них, как и у всех детей, есть потаённые мечты, о которых они стесняются рассказывать своим родителям: кто-то хочет стать танцовщицей, кто-то журналистом. Сегодняшние дети отличаются от прежних. Их сложнее обмануть, загрузив каким-то материалом, теперь нужно увлечь, объясняя почему это важно, как пригодится в жизни. На уроках необходимо опираться на дополнительную литературу и источники.

По мнению Эътибор, школе, в которой она работает, не хватает учителей по музыке и рисованию, которые бы развивали творческое начало учеников. Хорошо, если бы функционировала столовая и дети получали горячее питание. А еще нужны стадион и спортзал, библиотека и компьютерный класс. Пока же приходится мечтать о более приземленных и насущных вещах — школа не электрифицирована. Зимой в классе темно, поэтому она сняла все занавеси. Однако, полиэтиленовая пленка, которой обиты все окна, чтобы сохранять тепло, в пасмурный день плохо пропускает свет с улицы.

Эътибор Кувондикова говорит, что мечтает когда-то достичь уровня квалификации и опыта заслуженных педагогов Узбекистана.

Я, как и они, хочу снискать уважение и почёт у людей. Хочу быть востребованной и нужной, чтобы распространять свет и добро соотечественникам. Материальное — это не то, о чём мечтает настоящий учитель.

Эътибор говорит, что получает хорошую зарплату — 1 млн 800 тысяч сумов. Этого хватает на жизнь, так как потребности у неё не большие.

Кроме интервью с Эътибор Кувондиковой, творческая группа Kun.uz побеседовала с некоторыми из её учеников, расспросила их о школе, уроках, жизни и мечтах. Обо всём этом подробнее в видеосюжете на узбекском языке:

Добавить комментарий