Дынный рай (Хаваст, Сырдарьинская область)

Оригинальная публикация: Йилига 150 миллион сўмгача даромад қиладиган Сирдарёдаги қовунчи деҳқонлар маҳалласига фотосаёҳат. Текст: Миролим Исажонов (перевод с узбекского — Тимур Нуманов). Фото: Мадина Нурман

Каждый, кто направляется в Джизакскую область, проезжая по территории Хавастского района Сырдарьинской области, невольно обращает внимание на дыни вдоль автотрассы. Несведущий путник, увидев развешанные во дворах домов дынные ломтики, может решить, что попал на фестиваль бананов. Корреспонденты «Дарё» побывали в хавастской махалле «Окчангал» и побеседовали с дехканами, имеющими неплохой доход от выращивания этой бахчевой культуры.

«Бахча в пятидесяти километрах от дома»

Возвращаясь в столицу из творческой командировки в Джизак, мы с коллегой решили сделать репортаж о махалле «Окчангал» Хавастского района. Наш интерес вызвала открывавшаяся с большой дороги необычная картина — почти в каждом жилом дворе висели ожерелья из нанизанных дынных ломтиков.

По словам 65-летнего Норкула Жангирова, его семья каждый год сажает дыни на 4-5 гектарах земли:

«Возделывание земли и, в частности, выращивание дыни передаётся из поколения в поколение — это профессия наших отцов и дедов. Сколько я себя помню, я на поле или пасу животных. Наши соседи тоже зарабатывают дынями. 80% домохозяйств в «Окчангал» занимаются сельским хозяйством и животноводством. Эту территорию не случайно называют «махалля дынщиков».

Каждый год эту бахчевую культуру мы высаживаем в разных местах. Потому что дыня очень разборчива к земле, её нельзя сажать где попало. Хороший урожай получится только на чистой и плодородной почве. В основном, используем земли после риса, злаковых и хлопчатника. На плодородной, «сильной» земле с одной плети можно получить до восьми плодов. Саженцы дыни готовим так же сами.

В этом году рассаду дыни белого и черного сорта высадили на 5 гектарах бахчи. Наш участок находится в пятидесяти километрах от дома. Всё лето мы на поле с детьми и внуками. Благодаря земледелию, они обзаводятся своими семьями и домами»,

— говорит Норкул ака.

Сушёная дыня на экспорт

В беседе с аксакалом мы получили ответы и на вопросы о сушенной дыне:

«С десяти килограммов дыни получаем один килограмм сушенной и 200 граммов семян. Активный сезон сушки длится полтора месяца: с сентября до половины октября. В это время для нас бесценна каждая минута солнечных дней. В очень жаркое время дынные ломтики высушиваются за 3-4 дня. Сейчас стало прохладнее и этот период занимает максимум десять дней.

К нарезке дыни и процессу сушки привлекаем безработных женщин-девушек со своей махалли. Пять-десять работниц получают по 60 тысяч сумов в день.

Сушёную дыню покупают предприниматели из Ташкента, Самарканда, областей Ферганской долины и потом экспортируют, в основном, в Россию. Вот сейчас мы стараемся скорее выполнить заказ на 2 тонны продукта. Один килограмм продаём по 10-15 тысяч сумов»,

— говорит дехканин.

«Наш доход зависит от погоды и плодородности земли»

По утверждениям собеседника, особым спросом бахчевые пользуются у покупателей зимой.

«Из-за того, что наш дом находится прямо у большой дороги, и зимой у нас часто спрашивают то арбузы, то дыни. Мы храним дыни до февраля-марта, и весной продаём.

Знаете, в дыне столько пользы, вреда — никакого. Килограмм семян продаём по 20-25 тысяч сумов, их, в основном, экспортируют в Индию, где широко используют в фармацевтике. Дынные корочки также сушим, а зимой пускаем на корм домашней скотины, даём коровам-баранам.

Земледелие приносит нам до 150 миллионов сумов в год. Но иногда едва только покрывает расходы. Наш доход зависит от погоды, плодородности земли и, конечно, наших семейных усилий. Работаем с хорошими светлыми помыслами, пусть, благодаря Аллаху, все дехкане видят прок от своего труда»,

— говорит Норкул Жангиров.

«Сажая дыни, не бедствуем»

Жительница махалли Гулнора Норжигитова ещё один опытный знаток этого дела. Вместе со своими близкими она занимается земледелием, этим растит детей, женит их, выдаёт замуж.

«Моё детство прошло на бахче, мои родители сажали дыню, своим честным трудом растили нас. По этой причине, попав в этот дом невесткой, я не мучилась, занимаясь тем же. Сама я раньше работала медсестрой сельского врачебного пункта.

Каждый год возделываем в среднем около 5 гектаров. Сажаем белый сорт, он скороспелый и обильный. Между домом и бахчой 35 километров, ежедневно ездим на автомобиле. Летом живём прямо на поле в шалаше.

Каждый год заготавливаем 2-3 тонны сушёной дыни, её у нас выкупают экспортёры. Наряду с этим, продаём 700-800 килограммов семян.

С бахчи мы получаем прибыль в районе 100 миллионов сумов в год. Сажая дыни мы с мужем и детьми, не бедствуем. Своей жизнью довольны»,

— говорит Гулнора Норжигитова.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s