Оригинальная публикация: Село, потерянное в песках, Anhor.uz
Вы когда-нибудь слышали о городах-призраках? Чаще всего перед глазами предстают страшные американские города, похожие на Сайлент-Хилл. В бескрайней дали каменистого Плато Устюрт гордо возвышается село Кубла-Устюрт. Это маленький поселок, где сегодня проживают 286 человек.

Жители называют себя людьми «потерянного рая». Кубла-Устюрт до 1990-х годов носил название Комсомольск-на-Устюрте. В советские годы здесь был цветущий город у берегов Аральского моря с населением более полутысячи человек.

Жители занимались рыболовством, животноводством, дети плескались у берегов моря. Для сельского микрорайона Кубла-Устюрт был довольно современен, останки двух- трехэтажных домов, отдельная взлетная вертолетная полоса, в селе своя школа, сад, медпункт.
Один из жителей вспоминает свое детство:
«Наш район считался современным, на вертолете доставлялось необходимое продовольствие, мы были на московском обеспечении, но… в 80-е годы Арал в один миг ушел на километры. И дальше… катастрофа. Высохшее село. Все начали стремительно уезжать. Первыми ― русские, дальше ― наши сородичи»,
― тяжело вздыхает житель.
Идя по единственной центральной улице Кубла-Устюрт, понимаешь, насколько процветал поселок. А сейчас улица ведет к сухому песчаному чинку Плато Устюрт.

Поселок довольно чистый, люди засадили его фруктовыми деревьями. К кому бы не зашел во двор, встречают с улыбкой на лице. Дворики маленькие, уютные. Отдельно стоит отметить порядок и отсутствие мусора в селе.
На сегодняшний день люди в основном занимаются животноводством, недалеко от домов увидели длинный караван из верблюдов.
«Верблюжье молоко самое питательное, ― с радостью предлагают жительницы. ― Берите, не пожалеете», ― восклицают они.

По дороге встретили пастуха, он перегонял верблюдов. Разговорились. Он рассказывал о своей молодости, что работал электриком. Каждое лето летал в Сочи и страны постсоветского пространства. Сейчас на пенсии, смотрит за верблюдами и люди платят символическую плату за его труд.
У песчаного горизонта видно белое маленькое здание. Это сельская школа, там обучается около 30 детей на всю школу. Первый класс окончили три человека. Детям хитрить не удается, классный руководитель и директор ― соседи. Зайти в соседний дом не составит труда. Жители знают друг друга хорошо, ходят на новоселья и свадьбы.
Сотовой связи почти нет, только в том году провели Uzmobile. Люди живут в офлайн-мире, без устройств, телефонов и планшетов. Дети гоняют мячи, играют в прятки. Взрослые заняты хозяйством, бытом и воспитанием детей.
Жизнь обычного кубла-устюртовца проходит на единственной газокомпрессорной станции. Там работает основная часть населения. У ярких синих ворот мы встретили женщину и спросили: «А чем вы в жизни занимаетесь?» Она гордо ответила: «Работаю главным оператором на компрессорной станции!»

Женщина мило улыбалась и рассказала, что невесткой сюда попала в 1979 году из Жаслыка, полюбила своего супруга. Женились, выросли дети, выдали замуж дочек. Но ни на секунду не возникала мысль покинуть это село. Героиня сказала о хорошей зарплате на станции, платят больше 3 миллионов сумов. Вот только рынок за 300-400 км от села, аптеки нет.
Удивляешься стойкости жителей и их нежеланию покидать свой дом несмотря на отсутствие инфраструктуры, на проблему опустынивания.

Смотришь на лица этих людей ― каждый полон счастья и душевности, несмотря ни на что.
Недалеко стоит пожилой старик, напоминающий больше рыбака, который смотрит вдаль на песчаные барханы. В его голове пробегает мысль о возвращении когда-нибудь сюда воды.
Увы, мысли остаются надеждой, а море ― миражом.
Автор проекта: Данил Каримов. Текст: Жанна Рахимова
спасибо вам за ваш труд, обращаясь к авторам хотелось бы кое что поправить. пока читал вашу статью в голове проносилось снова и снова первое предложение вашей статьи в котором такие деревни вы именовали как город призрак. может это было сказано в целях заинтересовать не знаю. но знаете мне пока читал я продолжал себе говорить что это ведь не город призрак. да население такое маленькое что директор, учитель это твои соседи (что очень смешно если так подумать), но разве это не было жизнью наших дедушек, бабушек, наших предков. это город НОСТАЛЬГИЯ, где люди жили ОФФЛАЙН, но общались в режиме LIVE. искренности этих людей нету предела. мне самому 24 года человек у которого детство прошло относительно в годах когда технология была развита. но даже смотря на этих людей ностальгирую по временам когда большое время уходило на улице с ребятами со двора готовя картошку на костре и тд а не телефоны. хочется ОФФЛАЙНа, хочется к ним. эти люди бесценны. я хочу и дальше писать но решаю остановиться на этом. спасибо вам за вашу прекрасную работу за ваш труд. Данил и Жанна не знаю читаете ли вы но спасибо вам. статья замечательная. не знаю откуда вы но удивительно что решили об этом поселке написать
НравитсяНравится