В октябре текущего года в Узбекистане пройдут президентские выборы. И, хотя ни один политик пока публично не объявил о своём намерении баллотироваться на высший государственный пост, навряд ли кто-то в стране и даже вне её видит в предстоящей избирательной кампании какую-то интригу. Тем не менее, выборы в Узбекистане не совсем бесполезная вещь, а выборный год часто отличается от остальных тем, что из глубокого анабиоза вынужденно пробуждаются некоторые неотъемлемые атрибуты прямой демократии, совершенно никчемные в повседневности.

Согласно законодательству, выдвигать кандидатов в президенты Узбекистана могут только политические партии, заблаговременно прошедшие регистрацию в министерстве юстиции. Многие узбекистанцы не смогут назвать даже количество наших партий, не то что бы описать хотя бы в общих чертах различия в их политических платформах или программах. На днях журналист и активист Саид Янышев в фейсбуке поделился курьезной неожиданностью: ему позвонили из республиканского центра по изучению общественного мнения «Ижтимоий фикр» и попросили ответить на несколько вопросов, связанных с выборами:
«… знаю ли я, когда они состоятся, кто именно может выдвигать кандидатуры на пост президента, сколько у нас партий, как они называются, знаю ли я имена их председателей, как я вообще отношусь к выборам, собираюсь ли голосовать. Про партии я назвал верную цифру – пять, но вот про название «Адолат» вспомнить не смог. Также из всех председателей вспомнил лишь имя Кадырова из «Миллий тикланиш», поскольку только он за последние несколько месяцев получил вирусную популярность, благодаря своим неадекватным высказываниям».
Цитата наглядно демонстрирует низкую осведомленность граждан об этих бюджетных организациях, да и, конечно, их полную практическую невостребованность у людей. Что говорить о других избирателях, если на справочные вопросы затруднился ответить человек, профессионально и регулярно освещающий общественно-политическую повестку. И в этом, безусловно, нет вины ни журналиста, ни всего остального электората.
Так вот чем ближе к выборам, тем заметнее становятся партии и кандидаты от них. Здесь, как в неофициальном олимпийском девизе: главное — не победа, а участие, ну или имитация участия, если точнее.
Вот и экологическая партия вдруг обозначилась в информационном пространстве — решила вдруг проинспектировать растительность в старейшем парке, появившемся в Ташкенте, еще в 1932 году, а теперь уничтожаемом в угоду вездесущим застройщикам. Понятно, что реальной пользы от этого визита «зелёных» ожидать не стоит – как выше сказано, главное — не результат, а имитация присутствия.

В жидком ряду публичных политиков персон Узбекистана есть только несколько человек, которые присутствуют в общественном поле зрения постоянно, выражая позицию или реагируя на те или иные события и вопросы не только накануне выборов. В их числе два депутата и один лидер партии. Как раз последнего и вспомнил Саид Янышев во время опроса.
Алишер Кадыров не нуждается в представлении, он известен своими резонансными и зачастую противоречивыми высказываниями. Возглавляя партию «Миллий тикланиш» (в переводе – «Национальное возрождение»), он как-то своеобразно понял её цели – не как выразителя общенациональных идей в области укрепления суверенитета, сохранения культурных ценностей, уклада жизни, традиций, защиты отечественных производителей и предпринимателей, поддержки классического и современного искусства, возрождения ремёсел и т.д. В своей риторике он неизменно делает акцент на защите интересов одной — титульной – нации. Тогда как, в современном политическом словаре понятие «национальное» тождественно «государственному». Более того, сама партия в политической платформе ставит задачу «сплочения всех граждан Узбекистана, независимо от их этнической и конфессиональной принадлежности, вокруг единой общенациональной цели, символов государственности и общенациональной гордости». Однако, сплачивать всегда сложнее, чем противопоставлять.
Но пост не об этом.
Недавнее интервью Алишера Кадырова проекту Alter Ego вновь взорвало сеть, и дискуссии вокруг его высказываний разгорелись с новой силой.
Своё отношение к этим спорам я выразил в телеграм-канале:
«Со вчерашнего дня из каждого утюга обсуждение интервью лидера одной из партий. Несмотря на то, что гость последнего «Alter Ego» руководит политической организацией и заседает в президиуме нижней палаты парламента, считать его политиком нельзя. По многим причинам, от него, в принципе, мало зависящим. Он не политик, он артист. Зачем это интервью Кириллу я прекрасно понимаю, в отличие от другого: зачем другие уважаемые пишущие и говорящие интеллектуалы участвуют в этом цирке, обсуждая эту пошлую обывательщину в духе светских хроник про Бузову и Дом-2?».
Пока мы ругались и скандалили, активистка Тэя Треф написала и разместила в фейсбук и телеграм-канале открытое обращение:
«Уважаемый Алишер Келдиевич.
Нашему Узбекистану уже тридцать лет как никто не мешает быть сильным и богатым. И вот уже год, как никто не мешает чиновникам творить произвол в двух часах езды от столицы, в известной уже всему миру Сардобе.
Я прошу вас, как патриота страны, как депутата, как заместителя спикера Законодательной палаты, как человека, которому не все равно счастье и благополучие каждого гражданина нашей республики, я прошу вас о совместной поездке в Сырдарьинскую область для изучения вопроса выдачи адекватной компенсации людям, пострадавшим от прорыва дамбы. Качество жизни этих людей сегодня требует самого пристального внимания и, я уверена, вы сможете помочь людям.
Готова предоставить все документы для ознакомления с проблемой. И надеюсь на вашу конкретную, оперативную, необходимую нашей стране, нашим людям, помощь.
Спасибо».
Офис А. Кадырова отозвался очень оперативно, уже через полчаса Тэя сообщила: «Алишер Келдиевич вышел на связь. Будем работать. О результатах буду держать в курсе. Всем спасибо».
Многие комментаторы, мягко говоря, скептически отнеслись к этой идее. Аргументов было немало: от проигнорирует и заболтает до неприемлемости любых контактов «с одиозным националистом».
Сегодня Тэя, как и обещала, проинформировала:
«Двадцать дней назад я обратилась за помощью по вопросу Сардобы к Алишеру Кадырову.
На сегодняшний день мы имеем открытый диалог и разбор полётов с депутатами Мирзаабадского и Сардобинского района, несколько положительно решенных кейсов по выдаче квартир, стройматериалов и компенсаций.
Большая часть задач требует присутствия непосредственно в Сырдарьинской области и контакта с местными хокимиятами, что будем осуществлять в самое ближайшее время, все двери открыты.
Могу с уверенностью сказать, что попытка обратиться к самому скандально известному депутату страны была абсолютно верным решением. Я для себя сделала выводы. Мне не нравятся высказывания лидера партии, но мне нравится, что процесс активного решения проблем сардобинцев запущен. Спасибо».

Браво, Тэя! Я восхищён тем, как конструктивно и с пользой для многих людей вы обернули эту ситуацию и наполнили «скандальное» интервью практическим смыслом.
Более того, у партии и её лидера появилась возможность заработать «плюсы в карму» не языком, а реальными делами.
Ждём подробностей.