В 2014 году продукты для приготовления плова из одного килограмма риса стоили меньше 31 тысячи сумов, в 2021 году те же продукты обойдутся уже в 94 тысячи сумов, — пишет Лилия Николенко в телеграм-канале Потребитель.Уз. Таким образом, за 7 лет инфляция по распространенному среди местных жителей «индексу плова» превысила 300 процентов.

В фейсбук группе Потребитель сохранились все посты за 2014 год. Цены на все на свете всегда были главной темой Потребителя. Благодаря этому, в ленте группы мы имеем уникальную летопись роста цен по годам и даже месяцам. Я сделала небольшую выборку цен по некоторым продуктам за 15-19 января 2014 года и цены на эти продукты сегодня.
Выборка грустная.
— пишет основатель популярного сообщества.
При этом соотнести рост цен с реальными средними зарплатами в эти годы практически невозможно, потому что официальная статистика охватывает лишь малую часть населения, которая платит налоги с «белой» зарплаты. А таких в Узбекистане, по данным министерства финансов, только 4,4 млн. человек из 18,7 млн. трудоспособных граждан, учтенных госкомстатом.
Из этого следует, что налоги на доходы физических лиц собираются лишь с 23,5% от той части населения, которая теоретически работает. Из них 40 процентов получают зарплату менее 1 млн. сумов, 27% — от 1 до 2 млн., 22% — от 2 до 4 млн., 11% — свыше 4 млн.
Почему не платят НДФЛ остальные 76,5% или 14,3 млн граждан Узбекистана? Скорее всего, потому что большая часть из них не имеют постоянной работы и трудятся за рубежом. А те, кто на родине, перебиваются разовыми заработками или скрывают свои мизерные доходы, потому что и без налогов не могут свести концы с концами.

4,4 из 18,7 млн. – это ужасающее соотношение, которое не сулит ничего хорошего,
— справедливо считает Лилия Николенко.