«Чтобы догнать Казахстан, Узбекистану надо пройти очень длинный и трудный путь»

В статье «Станет ли Узбекистан экономическим гегемоном в регионе«, опубликованной сегодня на сайте total.kz, экономист Александр Юрин анализирует часто встречающиеся в последнее время предположения о том, что Узбекистан стоит на пороге взрывного роста и скоро затмит Казахстан.


Либерализация экономики и внешней торговли Узбекистана началась осенью 2017 года со снижения таможенных пошлин и акцизного налога, а также отмены ограничений по валютным операциям. В первый же год эти меры привели к ухудшению платежного баланса: экспорт по сравнению с 2017-ым вырос всего на $1,33 млрд, в то время как импорт взлетел на $5,87 млрд (с 12,38 млрд до 18,25 млрд), — напоминает А. Юрин.

До этого отрицательное внешнеторговое сальдо компенсировалось валютными переводами трудовых мигрантов. С 2018-го, в условиях резкого возрастания импорта, доходы гастарбайтеров перестали перекрывать дефицит торгового баланса. Узбекистан стал наращивать внешний долг, объем которого в конце 2017 составлял $7,5 млрд, а в третьем квартале 2020 достиг $18,5 млрд*.

Динамика текущего счета платежного баланса Узбекистана

Доля Узбекистана во внешней торговле Казахстана варьируется в районе 3-4%. В то же время для Узбекистана Казахстан является третьим торговым партнером после Китая и России. При этом, по данным А. Юрина, либерализация внешнеэкономической сферы в Узбекистане улучшила позиции Казахстану: казахский импорт вырос в 2,21 раза, тогда как узбекский экспорт увеличился лишь в 1,32 раза.

Аналогичные тенденции наблюдались и во внешней торговле Узбекистана с Китаем и Россией. Значительная часть импорта из этих стран приходится на товары, которые входят в группу «Машины и оборудование».

Динамика экспорта и импорта Узбекистана

Проводя реформы, Узбекистан мог бы сгладить экономические дисбалансы через привлечение значительного объема иностранных инвестиций, считает эксперт. Однако инвестиционная привлекательность страны по-прежнему под большим вопросом. К примеру, в рейтинге «Doing Business – 2020» Казахстан занял 25-е место, а Узбекистан — лишь 69-е. Единственный критерий, по которому Узбекистан обошел Казахстан, — это регистрация предприятий. По остальным показателям Ташкент серьезно отстает.

Казахстан и Узбекистан в рейтинге «Doing Business – 2020»

Наконец, по итогам 2020 года ВВП Узбекистана с его почти 35-миллионным населением составил $57,6 млрд. Население Казахстана в два раза меньше, а ВВП в три раза выше — $169,9 млрд. Чтобы просто выйти на уровень сегодняшнего Казахстана, Узбекистану нужно осилить почти трехкратный разрыв, а это очень длинный и трудный путь, вряд ли преодолимый в ближайшие годы, — заключает аналитик.


* Дополнение: По информации министерства финансов, на 1 января 2021 года размер внешнего госдолга составил 21,1 млрд долларов, или 36,5% к ВВП. 

Основные заёмщики:
- Азиатский банк развития – $5 млрд;
- Всемирный банк — $3,7 млрд;
- Китайский экспортно-импортный банк — $2,2 млрд;
- Японское агентство по международному сотрудничеству — $1,9 млрд;
- Китайский государственный банк развития — $2 млрд;
- Исламский банк развития – $900 млн;
- другие международные финансовые институты — $2,4 млрд.

12,4% привлеченных средств ($2,6 млрд) направлены на развитие энергетики, 13,7% ($2,9 млрд) – электроэнергетики, 11,5% ($2,4 млрд) – транспортной инфраструктуры и 11% ($2,3 млрд) на развитие жилищно-коммунального сектора.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s