Источник: Global Voices. Автор: Filip Noubel, перевод: Елена Трояновская
Фотограф Александр Барковский делится размышлениями о времени, проведённом в общине среднеазиатских цыган.
Узбекистан стал колыбелью нескольких империй и народов Средней Азии. Эту особенность хорошо отражает полиэтничность населения страны, численность которого — более 30 миллионов человек. Хотя этнические узбеки составляют здесь большинство, их количество сопоставимо с числом представителей пятидесяти других национальных групп, в число которых входят и люли. Представители этого небольшого сообщества часто занимают маргинальное положение в узбекском обществе, и их часто дискриминируют по национальному признаку.
Считается, что люли состоят в дальнем родстве с европейскими и ближневосточными цыганами, но их происхождение неясно. Вот почему сейчас нет единого мнения, как лучше всего называть это сообщество по-английски. В русском языке чаще всего используют термин «цыгане», который на английский обычно переводят как «Gypsies» — что часто считается унизительным, и его в большинстве случаев заменяют словом «Roma».

Согласно исследованию [анг], проведённому в 2019 году узбекской исследовательницей Камиллой Закировой:
[Цыган] Средней Азии обычно называют люли. Сами люли для обозначения себя используют название мугаты — используемый для зороастрийцев иранский термин, означающий «последователи культа огня». Они веками населяли территории Средней Азии с тех пор, как их предки переселились сюда из Пенджаба, [провинции] в современном Пакистане. Сейчас нет точной информации о численности населения люли, поскольку они не участвуют в правительственных переписях, а многие члены народности люли за всю жизнь не получают признаваемых законом документов.
Я взял интервью у художника-концептуалиста и активиста Александра Барковского, который, будучи этническим русским, интересуется народностью люли и снял о них несколько короткометражных фильмов. Для краткости интервью было отредактировано.
Филип Нубель (ФН): Какая главная социальная проблема, с которой сегодня сталкиваются люли?
Александр Барковский (АБ): Проблема образования — негласное решение с обеих сторон о недостижимости образования и отчасти его ненадобности. Это происходит по вине обеих сторон; у цыган в основном из-за их патриархальных принципов, когда глава клана — авторитарный мужчина — единственный имеет право голоса и принимает решение не в пользу получения образования, а чаще всего в пользу сложившихся правил диаспоры. В обществе доминирует идея, что цыгане-люли сами сделали выбор не в пользу получения образования и давать им возможность учиться и получать различные профессии не имеет никакого смысла. Хотя при опросе самих цыган-люли можно узнать, что среди них есть большой процент желающих изменить свою судьбу. Взрослые цыгане говорят, что хотят для своих детей лучшей судьбы, и понимают, что этого можно добиться при получении хорошего образования.
ФН: Означает ли это, что у детей люли действительно нет доступа к образованию?
АБ: Большая проблема цыган-люли — это дети, лишённые детства. В семьях цыган-люли детей рожают много, но выживает из них только половина, иногда меньше. Уже с первых недель жизни мать берёт ребёнка с собой в город, где она ходит целый день, — летом под палящем солнцем, зимой под снегом, — в одной руке держа ребёнка, а другой прося милостыню. Таким образом можно сказать, что ребёнок с молоком матери впитывает в себя картину мира попрошайничества, лишений, унижений и бесконечных побоев.

ФН: Какой статус имеют женщины в этом сообществе?
АБ: Статус женщины в цыганском обществе не равноправен статусу мужчины. Женщина не имеет тех же прав, но имеет много различных обязанностей. Цыганские женщины вынуждены рожать много детей, хотят они этого или нет, и только так они могут получить уважение в цыганском обществе, когда первый вопрос, который задают цыганской женщине, это сколько у неё детей? Единственный шанс на образование, которое она может получить, это получить его до замужества, что бывает крайне редко. Также существует огромная проблема ранних браков среди цыган, когда девушку уже в 14—15 лет выдают замуж.

ФН: Играет ли религия важную роль в жизни цыган-люли?
АБ: Цыгане-люли позиционируют себя как мусульмане-сунниты, они читают намаз и отмечают все религиозные исламские предписания и праздники. В светском же исламском обществе узбеки, как и таджики, дискриминируют их как единоверцев, считая их «не истинными» мусульманами из-за языческого прошлого, кастовой системы, огнепоклонничества. Понимание ислама цыганами-люли существует скорее в контексте народного ислама с элементами языческого прошлого, которые и по сей день имеют место в жизни цыган.

ФН: Как правительство подходит к решению социальных проблем, с которыми сталкиваются члены сообщества?
AБ: Проблема социальной незащищенности цыган-люли отчасти в том, что о них никому ничего не известно в обществе. Где они проживают и в каком количестве? Отсюда следует, что власти могут вести любую политику по отношению к цыганской диаспоре, и это всегда будет оставаться незамеченным. Поэтому для соблюдения их конституционных прав необходима прозрачность ситуации и максимально возможная её информативность.